Советы учителя-логопеда, учителя-дефектолога

1. Прислушиваться к своей речи. Важно ли это?
Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.).
Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. В школе опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).
Перед нами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение, споет песенку (он их знает немало: мама ему пела).
И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки кончаются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мать.
Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Григорьева Л.Г.
3. Нарушение звукопроизношения можно исправить в любом возрасте. 
Вопрос. Очень бы хотела получить ответ на вопрос: мне 20 лет, страдаю таким дефектом речи как "картавость", причем не всегда, а лишь в тех случаях, когда после "р" стоят буквы: я, и, е, ь, ю. Логопеды браться за меня не хотят, отговариваясь: "Поздно уже" ..Хотя я понимаю, что это не так... Скажите, я права? С уважением, Марина.
Отвечает учитель-логопед Ирина Лобанова.
Конечно же Вы правы. Нарушение звукопроизношения можно исправить в любом возрасте. Просто, в отличие от маленьких детей, после того, как Вы научитесь правильно произносить звуки, Вам придется постоянно контролировать свою речь, чтобы произносить эти звуки всегда правильно и случайно не сбиться на старое произношение. Этот период может длиться очень долго, однако это не так трудно, как может показаться.
Очевидно, Ваша проблема состоит в том, что Вы можете произносить звук Р, но при этом не произносите звук Рь ( в логопедии он обозначается [р']) или, попросту говоря, звук Р-мягкий. Дело в том, что это не один, а два разные звука, и они различаются по артикуляции. При произношении Рь средняя часть языка поднимается кверху в бОльшей степени, чем при произношении твердого Р. Кончик языка при этом упирается не в альвеолы, а в основание верхних зубов, т.е. больше продвинут вперед, чем у Р. В остальном все также - кончик языка часто-часто вибрирует под давлением очень мощной струи выдыхаемого воздуха.
Попробуйте потренироваться произносить звук рь с этой артикуляцией - попросту уприте кончик языка в основание верхних передних зубов, средняя часть чуть приподнята, и попробуйте произнести: рьрьрьрь... Проторный звук у Вас получится сразу. Некоторое время потренируйтесь произносить его, чтобы привыкнуть к артикуляции.
Выработать вибрацию кончика языка Вы сможете, если дадите очень мощную воздушную струю; не стесняйтесь набирать в легкие очень много воздуха, как будто собираетесь нырять. Довольно быстро органы речи привыкнут, и Вам не придется произносить звук так утрированно. Время тренировок индивидуально, может длиться от пары часов до нескольких дней и зависит от того, как много времени Вы будете этому уделять.
Когда у Вас будет хорошо получаться изолированный звук, можно автоматизировать его в слогах (арь, орь, ерь..., ря, ре, рё и т.п.) и словах с этим звуком (река, рис, рядом, варенье, стрекоза и т.п.), затем включать эти слова в предложения (типа: Рита варит рис и др. Можете взять любые другие подходящие.)
Желаю Вам успехов в этом непростом деле.
40. "Слушаем внимательно, говорим тихо" (рекомендации учителя-логопеда Уруковой Р.В..)
41. "Зачем логопед дает задание родителям?" (рекомендации учителя-логопеда Петровой Н.Н.)
42. "Несколько слов о нарушении письменной речи детей". (рекомендации учителя-логопеда Статеевой И.А.)
43. "Игры для автоматизации звуков", советы учителя-логопеда Уруковой Р.В.
44. "Проверьте состояние речи своего ребенка", рекомендации учителя-логопеда Григорьевой Л.Г.
45. "Рекомендации логопеда по развитию речи в летний период", рекомендации учителя-логопеда Статеевой И.А.
46. "Почему ребенок плохо говорит?", советы учителя-логопеда Уруковой Р.В.
48. "Развитие логического мышления у дошкольников 6-7 лет." рекомендации учителя-дефектолога Блиновой С. В.
49. Как физическое развитие способствует развитию речи? рекомендации учителя-логопеда Григорьевой Л.Г.
50. Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения. рекомендации учителя-дефектолога Блиновой С.В.
51. Значение семейного воспитания в развитии речи детей , рекомендации учителя-логопеда Лобановой И.Н.
52. «Проведение игр с ребенком осенью», рекомендации учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.
53. "Как разговорить ребенка с аутизмом" рекомендации учителя-дефектолога Воронцовой Е.П.
54. "10 логопедических терминов" советы учителя-логопеда Уруковой Р.В.
55. "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" рекомендации учителя-логопеда Статеевой И.А.
56. "Трудный звук Р" советы учителя-логопеда Уруковой Р. В.