Использование игровых технологий в развитии фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие фонематических процессов: фонематического слуха  и восприятия,  навыков звукового анализа и синтеза  является одной из важнейших задач речевого развития дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи. Это обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО. Для преодоления фонетико-фонематических нарушений у детей с ОНР необходимо развитие фонематического слуха и восприятия.
   С первых дней пребывания ребёнка в речевой группе ведется работа по развитию у детей фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический  слух отличается от физиологического и является его составной частью. Фонематическое восприятие   представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова». Элементарные формы звукового анализа - это выделение звука на фоне слова. Сложные формы звукового анализа – это вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец). Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким).
    В группе №3 «Семицветик» МБДОУ «Детский сад №2» дети успешно овладевают звуковым анализом односложных слов.
    Игра —ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности. Дидактические игры: «Синий — красный»,  «Спой начало слова», «Назови конец слова», «Назови звуки по порядку», «Найди красный (синий) домик», «Живые звуки», «Придумай слова с заданным звуком», «Светофор», «Домики»,  «Поймай звук», «Звукоедик», «Подарки», «Помоги собрать вещи», «Будь внимателен», «Найди место звука в слове», «Чудесная удочка», «Поезд», «Цепочка слов», «Найди слову схему», «Угадай слово» - делают этот процесс интересным и увлекательным. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.
  Систематическая, целенаправленная коррекционная  работа по формированию фонематического слуха и  восприятия у детей  с общим недоразвитием речи повышает качество речевого развития,  звукопроизношения и позволит в дальнейшем предотвратить возможные нарушения при формировании письменной речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыками письма и чтения, поэтому является основой всей сложной речевой системы. Применение игровых технологий в коррекционной работе логопеда повышает успешность обучения детей с речевыми нарушениями.