Анонс! Добавлено обновление в рубрике "Для вас, родители" "Советы учителя-логопеда"

 «Задержка речевого развития у детей»

        В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития  - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты.  

      Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем  успешнее результат и благоприятнее прогноз. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.

       Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка  с взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.

Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это  провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, логопеда, отоларинголога и психолога.

Причины задержки речевого развития  у детей:                                                            

1. Нарушение слуха.                                                                                                             

2. Невостребованность речи. Недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми.                            

3. Быстрый темп речи взрослого. Речь должна быть произнесена в спокойном темпе, четко и правильно.                                                                                                   

4. Генетическая предрасположенность.  В семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.

5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, гипоксия, внутриутробные инфекции).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.).
7. Завышенные требования к ребенку. Настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого(нельзя принуждать ребенка к высказыванию, лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи).                  

8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10. Билингвизм (двуязычные семьи).                                                        

Рекомендации для родителей:                                                                                         

 - Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия.                           

- Говорите сами  четко, правильно, доброжелательно. Ребёнок должен слышать правильную речь.                                                                                                       

- Ежедневное чтение ребенку  окажет заметное влияние на его  речь и поведение,  художественная литература – мощное средство развития речи. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком.                                                    

 - Не говорите при ребенке о его отставании. Не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.                                                           - Вызывайте желание подражать взрослому.                                                                  

- На начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин.                         - Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, днем, вечером и т.д.                                                                                                            

- Всегда хвалите ребенка за успехи. Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения.                                         

- В игровой форме учите ребенка понимать соотношение предметов по размеру, по цвету, форме, количеству.                                                                         

- Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук: массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание, пальчиковая гимнастика, работа  с массажными мячиками, колечками, с мелкими предметами, тренажёрами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками и т.д.)                                                                        

- Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией и компьютерными играми.                                                                                                                                   

- Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной и дыхательной  гимнастики.