Речевые дидактические игры – средство формирования экологической культуры у дошкольников

Природа – это богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребенка.
В. А. Сухомлинский. 
Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. Экологическое воспитание дошкольников — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.
       Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС  реализовывается
  • на обучающих занятиях;
  • в повседневной жизни.
      Экологическое воспитание в группе для детей с ОНР связывается с изучением лексических тем: « Лес »,   « Грибы »,  « Ягоды »,  « Домашние животные », « Птицы », « Насекомые », « Рыбы », « Овощи », « Фрукты » и др.
    При изучении темы: «Дикие животные» в ходе беседы и  рассматривания сюжетных картин, дети средней группы уточнили знания о диких животных и их детенышах, в дидактических  речевых играх: «Кто где живет?», «Угадай про кого расскажу», «Расскажи о диком животном», « Угадай детенышей», «Четвертый лишний», «Угадай по голосу», « Кто чем питается?», «Кого мы встретили в лесу?» расширились и уточнились представления детей о животном мире родного края.
Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности.  Реализация системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У детей расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.
     Работа по экологическому воспитанию на логопедических занятиях неразрывно связана с коррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.